За годы работы на флоте у меня набралось большое количество фотографий морских судов, которые повстречались мне в разных морях и портах мира. Плюс у меня самого накопился опыт работы на разных типах судов. Я решил поделиться этой информацией с читателями моего сайта. Начну с одного из самых распространенных типов судов торгового флота — контейнеровозов.
Контейнеровоз компании MSC в море
Контейнеровоз «Maersk Copenhagen» у причала в Кейптауне
Для тех, кто не знает: контейнеровоз — это судно, специально предназначенное для перевозки грузов в контейнерах. Конструкция трюмов контейнеровозов предусмотрена для перевозки стандартных 20- или 40-футовых контейнеров. В трюмах имеются специальные вертикальные направляющие, служащие для загрузки и крепления контейнеров. Для более полного использования грузоподъемности судна часть контейнеров грузят на палубу контейнеровоза. На больших судах высота палубного груза достигает 8 ярусов контейнеров. При этом контейнеры между собой скрепляются при помощи твистлоков и специальных продольных креплений.
Погрузка контейнеров
Контейнеровозы — это сравнительно молодой тип судов, причем с каждым днем объем контейнерных перевозок растет. Это обусловлено высокой скоростью погрузки и выгрузки контейнеровозов, также удобством дальнейшей транспортировки груза. Сняв контейнер с судна, его можно сразу же погрузить на машину и доставить грузополучателю. Для перевозки скоропортящихся грузов используются рефрижераторные контейнеры. Жидкости перевозят в танк-контейнерах, представляющих из себя цистерну, закрепленную в прямоугольной раме под размер контейнера.
Танк-контейнеры на контейнеровозе «Elbdeich»
Вообще, стандартный ISO-контейнер изобрели американский предприниматель Малкольм Маклин (Malcom McLean) и инженер Keith Tantlinger в 50-е годы. Это произвело революцию в морских перевозках. С тех пор контейнерные перевозки становятся все более популярными. Сейчас во многих портах строят специализированные контейнерные терминалы. В Санкт-Петербурге за последние годы построено несколько терминалов в разных районах порта. А в Китае контейнерные причалы тянутся вдоль всего побережья, на сколько хватает глаз.
Санкт-Петербургский контейнерный причал
Контейнерный терминал в Арабских Эмиратах
Контейнерный причал в порту Дурбан
В 1968—1970 годы появились стандарты ISO. По размеру ISO-контейнеры делятся на двадцатифутовые и сорокафутовые. Для измерения вместимости контейнеровоза используются двадцатифутовый эквивалент (Twenty-foot Equivalent Unit) или TEU — единица объема занимаемого двадцатифутовым контейнером. Объем сорокафутового контейнера обозначается как Fourty-foot Equivalent Unit или FEU. Один FEU равен двум TEU. Когда говорят, что вместимость контейнеровоза равна 3 000 TEU, это означает, что судно вмещает 3 000 двадцатифутовых контейнеров.
По размеру контейнеровозы делятся на классы:
• Handysize Class — 260 — 1000 TEU
• Handymax Class — 1000 — 1700 TEU
• Feeder Class — 1700 — 2500 TEU
• Sub-Panamax Class — 2500 — 4000 TEU
• Panamax Class — (4000 — 7000 TEU) — контейнеровозы, по своим габаритам вмещающиеся в шлюзы Панамского канала. Именно из-за ограничений шлюзов канала долгое время не строили контейнеровозов большего размера.
• Post-Panamax Class — (7000 -13000 TEU) — эти суда уже не могут использовать Панамский канал из-за своих размеров.
• Super-Post-Panamax Class/E-Class — (более 13000 TEU)
• Explorer Class (более 16600 TEU
• Triple E-Class (более 18200 TEU)
• Post-Triple E-Class (более 21000 TEU)
Однако контейнера перевозят не только на контейнеровозах. Многие сухогрузы, костеры, рефрижераторы и прочие суда имеют на палубе крепления для перевозки контейнеров.
Рефрижераторное судно «Regal Star» с контейнерами на палубе. Так часто делают для того, чтобы взять больше груза.
Работа на контейнеровозах
Вид с мостика контейнеровоза
В связи со стремительным ростом контейнерных перевозок контейнеровозов с каждым днем становится все больше и больше. Следовательно, и вакансий на контейнерные суда довольно много. Самые крупные компании, владеющие контейнеровозами, — это Maersk, Mediterranean Shipping Company (MSC), CMA CGM. Помимо этих гигантов существует множество более мелких компаний. Самый простой способ устроится на контейнеровоз — это обратиться в крюинговую компанию, набирающую экипажи для контейнеровозов.
Поделюсь опытом работы на контейнеровозе. Будьте готовы к очень коротким переходам (бывает, что несколько часов) и таким же коротким, но частым стоянкам. Не всегда есть возможность сходить в город. Моряки знают, что такое швартовка — прием лоцмана, суета, таможенные формальности, сверхурочная работа, стояночные вахты. Для штурманов это дополнительные бумаги на приход и отход, возможные проверки ПСК и прочие радости. А после вахты можно сбегать в город на несколько часов, если конечно повезет, и после вашей вахты не назначен отход судна.
Кроме погрузки или выгрузки, в порту еще надо взять топливо и пресную воду
Хорошо, если контейнеровоз стоит на линии, включающей океанские переходы. Это позволяет отдохнуть, привести в порядок дела и мозги, которые вынесли во время стоянки.
Для палубной команды следует обратить внимание на то, кто должен крепить контейнера, и, если экипаж, то оплачивается ли крепеж.
Из плюсов следует отметить, что контейнеры — чистый груз, и после грузовых операций не требуется мыть судно, как, например, от удобрения или угля навалом.
Опять же, из-за большого распространения контейнеровозов, получив опыт работы на этих судах, вы всегда найдете работу.
В следующий раз напишу о рефрижераторах, подписывайтесь на новости сайта чтобы не пропустить новые интересные статьи.
Контейнеровоз «Kota Permasan»
Контейнерное судно «Anna Sirkka»
Контейнеровоз «Empire»
Контейнеровоз «Pollux» в порту Санкт-Петербург
Контейнеровоз «MSC Matilde»
Люди наблюдают за проходящим контейнеровозом
Контейнеровоз «MSC Atlantic»
Контейнеровоз «MSC Lieselotte»
Контейнеровоз «Reinbek»
Контейнеровоз «Nordic Hamburg»
Судно «Nordic Philip»
Контейнеровоз «MSC Eyra»
Контейнеровоз «WES Carina»
Контейнеровоз «Afalina» порожнем, то есть без груза
Судно «Ice Runner»
Контейнеровоз компании MSC «MSC Alabama»
Контейнеровоз «Samskip Express»
Огромный контейнеровоз «Alula»
Тоннаж судна: 145528 t
Длина и ширина: 366.08m × 51.2m
Контейнеровоз «Industrial Diamond»
Контейнеровоз «Mol Express»
Контейнеровоз «MSC Denisse»
Контейнеровоз «Camilla» у берегов ЮАР
Контейнеровоз «Katherine»
Контейнеровоз компании Cosco
Контейнеровоз «Maersk Cabinda»
Контейнеровоз «Navi Baltic»
Контейнеровоз «Gitte» в африканском порту Такоради
Контейнеровоз «Kota Anggun»
Контейнеровоз «MSC Japan» становится к причалу в порту Санкт-Петербург
Контейнеровоз «Hooge»
Контейнерный терминал в порту Бремерхафен на реке Везер в Германии
Контейнеровоз «Petkum»
Контейнеровоз «Maersk Saigon»
Контейнеровоз «Nedlloyd Valentina»
Контейнеровоз «Vera Rambow»
Контейнеровоз «Jork»
Контейнеровоз «Emotion»
Контейнеровоз «Norfolk Express»
Контейнеровоз «MSC Hina»
Контейнеровоз «MOL Cullinan»
Контейнеровоз «Katherine»